В середине XX века положение меняется на прямо противоположное. Резко снижается статус исторического прототипа, используемого в качестве образца. Теперь это уже не храм и даже не общественное здание, а именно жилой дом, причем жилой дом частного человека - в основном флорентийские и венецианские палаццо эпохи Ренессанса.
Изменению эстетического и этического идеала, призванного отразить самоценность и самодостаточность частного быта и частного человека сопутствует, наряду с понижением ценностного статуса исторического прототипа, изменение архитектурного образа. В интерпретации середины XX столетия первоисточник утрачивает присущие ему героический пафос и масштабность. В произведениях разных годов культивируется поэтика частной жизни, интимность частного жилья.
Изменившаяся поэтика находит выражение в смягчении бывших для отечественного ампира стилеобразующими приемов: в ослаблении иерархичности композиции, в не- выделенности центра, в полном отказе от портиков. Получают преобладание равномерно-ритмические композиции вместо господствовавших недавно осевых, в них усиливаются черты однородности, нейтральности. То есть в стилеобразующие превращаются особенности, в классицизме и ампире почитавшиеся «приличными» лишь для наиболее скромных разновидностей небогатых рядовых жилых домов.
Образцовые фасады жилых домов середины XX столетия опираются на традицию классицизма, используя и продолжая опыт проектирования жилых домов в максимально скромном варианте - безордерных, с равномерным распределением акцентов. Здесь сказывается общая, типичная для развития мировой культуры и искусства закономерность. Новое никогда не возникает из ничего; оно опирается и возрождает явления, бывшие второстепенными для предшествующего периода, иначе говоря, отвергает авторитеты отцов и ориентируется на духовные ценности дедов.
Новые идеалы выражают себя в разные годы не только в изменении прототипов самого массового типа зданий - жилого дома. Переоценка ценностей сказывается на всех видах гражданских сооружений. Приемы, использовавшиеся в классицизме в композиции фасадов небогатых жилых домов, в середине XX века возрождаются к новой жизни в богатом жилье дворцового типа и в архитектуре общественных зданий. Возникает явление, невозможное в классицизме и ампире. Жилой дом, причем в самом дешевом, массовом варианте обретает стилеобразующее значение.
Изменению эстетического и этического идеала, призванного отразить самоценность и самодостаточность частного быта и частного человека сопутствует, наряду с понижением ценностного статуса исторического прототипа, изменение архитектурного образа. В интерпретации середины XX столетия первоисточник утрачивает присущие ему героический пафос и масштабность. В произведениях разных годов культивируется поэтика частной жизни, интимность частного жилья.
Изменившаяся поэтика находит выражение в смягчении бывших для отечественного ампира стилеобразующими приемов: в ослаблении иерархичности композиции, в не- выделенности центра, в полном отказе от портиков. Получают преобладание равномерно-ритмические композиции вместо господствовавших недавно осевых, в них усиливаются черты однородности, нейтральности. То есть в стилеобразующие превращаются особенности, в классицизме и ампире почитавшиеся «приличными» лишь для наиболее скромных разновидностей небогатых рядовых жилых домов.
Образцовые фасады жилых домов середины XX столетия опираются на традицию классицизма, используя и продолжая опыт проектирования жилых домов в максимально скромном варианте - безордерных, с равномерным распределением акцентов. Здесь сказывается общая, типичная для развития мировой культуры и искусства закономерность. Новое никогда не возникает из ничего; оно опирается и возрождает явления, бывшие второстепенными для предшествующего периода, иначе говоря, отвергает авторитеты отцов и ориентируется на духовные ценности дедов.
Новые идеалы выражают себя в разные годы не только в изменении прототипов самого массового типа зданий - жилого дома. Переоценка ценностей сказывается на всех видах гражданских сооружений. Приемы, использовавшиеся в классицизме в композиции фасадов небогатых жилых домов, в середине XX века возрождаются к новой жизни в богатом жилье дворцового типа и в архитектуре общественных зданий. Возникает явление, невозможное в классицизме и ампире. Жилой дом, причем в самом дешевом, массовом варианте обретает стилеобразующее значение.